Разработку цифрового двойника авиационного двигателя АИ-222-25 для учебных самолетов Як-130 завершила Объединенная двигателестроительная корпорация. Передовая технология позволит совершенствовать характеристики силовой установки и проектировать узлы новых модификаций двигателя с меньшими временными и материальными затратами. Помимо этого, сократить объем испытаний для сертификации агрегата позволит цифровой двойник.
В несколько этапов проводилось создание цифрового двойника. Были оцифрованы тысячи деталей в ходе работ, из которых состоит серийный двигатель АИ-222-25. Для оценки влияния изменений на состояние конструкции двигателя, которые происходят в процессе эксплуатации, двойник уже применяется.
Разработчики затем создали отдельные элементы цифрового двойника модернизированного варианта АИ-222-25, над которым сейчас идут работы. Газодинамические модели узлов были построены и уточнены, разработана структура и определены форматы передачи данных от одной модели к другой. Также конструкторы разработали комплексные компьютерные модели газогенератора модернизированного двигателя – термомеханическую, гидравлическую и газодинамическую.
Автоматизированные расчетные цепочки также создали и внедрили. Цифровое моделирование и анализ работы всех узлов для отслеживания технических параметров при внесении изменений в конструкцию двигателя проводится с их помощью.
«Использование технологии цифрового двойника стало неотъемлемой частью конструкторской работы в ОДК. Математическое моделирование позволяет нам снизить временные и материальные затраты на модернизацию авиационных двигателей.
Созданный на московском предприятии «Салют» цифровой двойник предназначен для разработки конструкторских решений при модернизации АИ-222-25 и для создания его модификации. Сегодня мы работаем над повышением характеристик и ресурсных показателей силовой установки», – сказал Юрий Шмотин заместитель генерального директора – генеральный конструктор ОДК.
По созданию цифрового двойника газотурбинного двигателя АИ-222-25 проект был реализован на производственном комплексе «Салют» Объединенной двигателестроительной корпорации в тесном сотрудничестве с ЦИАМ им. П.И. Баранова и Московским авиационным институтом на базе отечественной платформы CML-Bench, разработанной Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого.
В настоящий момент предприятия ОДК активно внедряют цифровые технологии по различным направлениям, в частности идет процесс перехода на цифровую сертификацию, как сообщалось ранее. Цифровой двойник и компьютерное моделирование помогут сократить объем натурных испытаний и ускорить сертификацию авиационных двигателей. Проводить виртуальные испытания как отдельных компонентов силовой установки, так и системы в целом, позволяет компьютерное моделирование.