Сегодня в Российском университете транспорта состоялось итоговое расширенное заседание коллегии Минтранса, на котором обсуждались результаты работы отрасли в 2023 году, цели и задачи на перспективу до 2026 года.
Коллегия прошла под председательством Министра транспорта Виталия Савельева. В мероприятии приняли участие помощник Президента Российской Федерации Игорь Левитин, первый заместитель Председателя Правительства Андрей Белоусов, заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин, заместитель Председателя Совета Федерации Николай Журавлев, председатель Комитета Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев, заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Николай Винниченко, руководители подведомственных Минтранса организаций, главы регионов, руководители предприятий транспортной отрасли, общественных и образовательных организаций, эксперты.
С докладом «О результатах деятельности Министерства транспорта Российской Федерации за 2023 год, целях и задачах на 2024 год и плановый период до 2026 года» выступил Виталий Савельев.
Глава Минтранса заявил, что транспортная отрасль успешно справилась с беспрецедентными внешними вызовами и поступательно двигается вперед. «Поставленные Президентом и Правительством задачи по развороту логистических потоков, обеспечению транспортной мобильности населения и переходу отрасли на отечественные решения выполняются. Мы продолжаем модернизацию транспортного комплекса в интересах граждан, бизнеса, национальной экономики и государства», – подчеркнул Виталий Савельев.
Андрей Белоусов на заседании сообщил, что транспортный комплекс страны в 2023 году добился значимых результатов, несмотря на работу в условиях действующих ограничений и необходимости резкой перестройки логистических цепочек. «Положительную динамику показали грузовые и пассажирские перевозки. По ряду направлений они существенно превысили значения не только 2022 года, но и 2019 года», – сказал первый вице-премьер. Он отметил успехи железнодорожного транспорта, гражданской авиации, дорожной отрасли, морских портов России.
В числе приоритетных задач транспортной отрасли Андрей Белоусов назвал достижение целей, поставленных Президентом России в Послании Федеральному Собранию. Среди них развитие Восточного полигона железных дорог, транспортных коридоров в направлении дружественных стран, строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург, модернизация аэродромной инфраструктуры, повышение авиадоступности Дальнего Востока и Арктики. В первоочередном порядке будут реализовываться проекты по модернизации опорной сети внутренних водных путей и программа обновления общественного транспорта.
«Для решения поставленных задач в настоящее время разрабатывается новый национальный проект по развитию транспортной инфраструктуры. Он впервые в новейшей истории должен будет обеспечить увязку развития всех видов транспорта в единую систему. Разработку паспорта национального проекта планируется завершить уже в апреле текущего года», – заявил первый вице-премьер. Он подчеркнул, что работники транспортной отрасли с высокой ответственностью справились со всеми вызовами 2023 года, готовы эффективно решать новые масштабные задачи.
Выступая на коллегии, Марат Хуснуллин поблагодарил коллективы Минтранса, федеральных агентств, подведомственных учреждений и организации транспортного комплекса за плодотворную работу. «В прошлом году были выполнены масштабные задачи. В стране уложили гигантский объем асфальта – 188 млн кв. метров», – напомнил он.
Вице-премьер подчеркнул, что благодаря вниманию Президента и Председателя Правительства транспортное строительство на протяжении четырех лет показывает положительную динамику. «Продолжаем развивать маршруты «Россия», «Север – Юг, «Европа – Западный Китай», опорную сеть дорог, обходы городов. Особое внимание уделяем новым субъектам. Буквально за полтора года отремонтировали 2 тыс. км дорог, запустили сухопутный коридор вдоль Азовского моря», – рассказал Марат Хуснуллин.
Заместитель Председателя Правительства отметил, что Президентом России поставлена задача доводить региональную сеть до нормативного состояния, развивать Центральный транспортный узел. «Будем повышать объемы пассажироперевозок и грузоперевозок. Все это создаст инфраструктуру нового качества для комфортных условий жизни граждан, обеспечения связанности регионов страны», – добавил он.
Николай Журавлев поблагодарил Минтранс за конструктивное взаимодействие с Советом Федерации. «Хорошо отлажена работа по подготовке необходимых нормативно-правовых актов и реализации принятых федеральных законов. В частности, сенаторами подготовлен законопроект об ответственности при эксплуатации самокатов, в высокой степени готовности находится законопроект Минтранса о регулировании беспилотников. На повестке – обсуждение ответственности грузовладельцев за своевременное предоставление грузов в целях повышения стабильности работы железнодорожного транспорта», – рассказал заместитель Председателя Совета Федерации.
Высоко оценил работу транспортной отрасли Евгений Москвичев. «Положительные результаты налицо. Это говорит о том, что профессионалы понимают свои задачи и делают так, чтобы отрасль развивалась, страна росла, богатела, а жители говорили спасибо за все виды транспорта, которые работают на благо России», – заявил глава профильного Комитета Госдумы.
В новом национальном проекте общественный транспорт должен идти отдельной строкой, заявил на заседании Игорь Левитин. «Все-таки общественный городской транспорт – это 9 млрд человек. У нас ни один вид транспорта столько не возит. Поэтому я думаю, что он должен занять достойное место, не быть распыленным во многих программах. Это просьба от имени всех губернаторов, которые просили меня об этом сегодня сказать», – обратился помощник Президента России к главе Минтранса.
По словам Николая Винниченко, в 2023 году на системной основе продолжалась надзорная работа в сфере обеспечения транспортной безопасности. «Особое внимание в условиях проведения специальной военной операции уделялось вопросам защищенности объектов транспортной инфраструктуры, расположенных в субъектах Российской Федерации, граничащих с Украиной, в том числе на территории Республики Крым», – уточнил он.
Заместитель Генерального прокурора предложил считать задачами на перспективу безусловное обеспечение безопасности транспорта и снижение числа эксплуатационных происшествий, развитие беспилотной авиации, наведение порядка в сфере водных перевозок, в том числе с использованием маломерных судов. Николай Винниченко выступил за снижение непроизводственного травматизма на железнодорожном транспорте, безопасную цифровизацию отрасли и обеспечение транспортной безопасности в целом.
Олег Белозеров на заседании сообщил, что в 2023 году у ОАО «РЖД» самая большая инвестиционная программа – 1,232 трлн рублей. «Эти цифры отражают серьезнейший прирост, который в ближайшее время мы дадим. Также мы достигли исторического рекорда доходов – 3,017 трлн рублей. Эти цифры говорят, прежде всего, о том, что работа железных дорог востребована. Все больше и больше грузоотправителей, пассажиров стремятся воспользоваться нашими услугами», – рассказал он.
Генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» отметил огромную работу Минтранса. «За последние восемь лет более 5 тыс. документов в железнодорожном транспорте были обновлены, отменены. За последние три года принято более 30 значимых нормативных актов, в том числе Правила технической эксплуатации железных дорог. Эти действия открыли широкие возможности для применения инноваций в перевозках и содержании инфраструктуры, организации технологических процессов», – пояснил Олег Белозеров.
Внешнее давление не повлияло на транспортную безопасность в России, заявил на коллегии Виктор Басаргин. «При росте объема перевозок снижается количество аварий, число погибших в транспортных происшествиях, количество пострадавших. Повышается технологическая надежность работы транспортного комплекса. Мы считаем, что это заслуга Министерства транспорта как штаба транспортной отрасли», – подчеркнул руководитель Ространснадзора.
О результатах законопроектной деятельности в 2023 году доложил статс-секретарь – заместитель Министра транспорта Дмитрий Зверев. Он сообщил, что в прошлом году по инициативе Минтранса Президент Российской федерации подписал 34 федеральных закона в сфере транспортного комплекса.
Дмитрий Зверев уточнил, что в сфере дорожного хозяйства и автомобильного транспорта законодательно было закреплено 18 инициатив Минтранса, в сфере гражданской авиации – 3, в сфере железнодорожного транспорта – 4, в сфере транспортной безопасности – 4, в сфере морского и внутреннего водного транспорта – 5. Кроме того, в 2023 году издано 479 нормативных правовых актов, в том числе 83 – для реализации вновь принятых федеральных законов.
Материалы коллегии доступны по ссылке.
***
Минтранс России – федеральный орган исполнительной власти в области транспорта.
Осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, железнодорожного, морского, внутреннего водного, автомобильного и городского транспорта, дорожного хозяйства, обустройства пунктов пропуска через государственную границу, обеспечения транспортного контроля и транспортной безопасности.
Обеспечивает реализацию Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, направленную на опережающее развитие одной из ключевых отраслей национальной экономики.
В 2024 году единому транспортному ведомству России, учрежденному в 1809 году Указом императора Александра I, исполняется 215 лет.