Размер шрифта
A A A
Цвет сайта
С С С
Интервал между буквами

ВЛАДИМИР – «ГОРОД ТРУДОВОЙ ДОБЛЕСТИ»

Моторный цех Владимирского тракторного завода. г. Владимир. 1944 г. (Из фонда РГАКФД г. Красногорск. 0-167177)

5 сентября 2023 года на заседании Российского организационного комитета «Победа» Президент России Владимир Владимирович Путин объявил о присвоении городу Владимиру вместе с 10 другими российскими городами почётного звания «Город трудовой доблести».

Почетное звание «Город трудовой доблести» было установлено федеральным законом от 1 марта 2020 № 41-ФЗ «О почетном звании Российской Федерации «Город трудовой доблести» для увековечения памяти о подвиге тружеников тыла в годы Великой Отечественной войны.

Раньше городам присваивали звания Город-герой и Город воинской славы, но это вызывало много вопросов от тех городов, где боевые действия не велись или велись не так усиленно, однако люди ковали Победу в тылу, работали на заводах, страдали от бомбардировок, не знали сна и отдыха, а часто и голодали. Это звание было призвано восстановить историческую справедливость и почтить память о труде людей, без которых Победа была бы невозможна.

Владимир в годы войны внес существенный вклады в Победу. На начало 1941 года в городе проживало чуть более 70 тысяч человек. Во Владимире имелся ряд предприятий, работавших на военные нужды и выпускавших стратегически важную для фронта оборонную продукцию. Крупнейшими предприятиями являлись Владимирский химический завод (ВХЗ) и завод «Автоприбор», на котором к началу войны трудились две тысячи человек. Они выпускали минные взрыватели, приборы для самолётов, автомобилей и мотоциклов. В декабре 1941 года рабочие завода начали производство пистолетов-пулемётов Шпагина и гранат ГУФ-800.

Владимирский химический завод в довоенные годы освоил производство изделий из вискозы и неолейкорита, выпускал асфальтопековые аккумуляторные баки для легковых автомобилей ГАЗ-М-1 и ЗИС-101. В 1940 году на площадях цеха фаолита было налажено первое в стране производство в стране кабельного пластиката. Эти изделия имели важное оборонное значение, так как использовались для изоляции проводов, в том числе военной техники. В дальнейшем технология производства кабельного пластиката при участии владимирских специалистов внедрялась и на других химических производствах страны. В годы Великой Отечественной войны завод смог увеличить производство спиртовых смол для авиационной промышленности. Из асбопеколита производили диафрагменную бумагу, которая применялась для теплоизоляции в танках, предприятие также освоило пековые пробки (заглушки) для снарядов. Помимо этого, на заводе выпускались солдатские медальоны.

Большую роль жители Владимира сыграли в излечении раненых. В 1941–1945 годах в городе было развёрнуто в общей сложности 18 эвакуационных госпиталей. Под них высвобождались и переоборудовались здания школ, техникумов, учительского института. Все госпитали были взяты под шефскую работу со стороны предприятий и организаций города. Город с населением чуть более 70 тысяч человек принял 250 тысяч раненых военнослужащих, чуть более 70% из которых были возвращены в строй. Санитарные поезда и госпитали города необходимо было снабжать кровью. Жители города активно сдавали донорскую кровь. К концу войны во Владимире проживало более 10 тысяч доноров, сдавших более 40 тысяч литров крови. Станция переливания крови ежедневно давала 30 литров крови для — в городских госпиталях, а также предоставляла кровь проходящим санитарным поездам. Город принимал не только раненых красноармейцев, но и эвакуированных ленинградцев. В мае 1942 года во Владимир прибыло 100 блокадников.

В критической ситуации осени 1941 года большое количество жителей города и окрестных сёл и деревень было привлечено для строительства оборонительного обвода по линии Суздаль—Небылое—Владимир—Собинка—Судогда. Люди отрывали окопы в мёрзлой земле, зачастую собственным инвентарём, несмотря на суровые морозы.

***

Сегодня Владимир является центром исторического и культурного наследия. Он входит в популярный туристический маршрут «Золотое кольцо России», а исторические объекты города входят в список наследия Юнеско. Географическое расположение города является одним из его ключевых преимуществ, так как Владимир находится на пересечении важных транспортных магистралей, что облегчает его доступность из различных регионов России.

Кроме того, близость к Москве делает Владимир привлекательным для туристов, желающих совместить осмотр достопримечательностей города с посещением столицы. Расстояние между Владимиром и Москвой составляет около 200 километров, что позволяет добраться до города за несколько часов на автомобиле или поезде. Также заодно можно посетить еще один город Владимирской области – Суздаль, куда с 10 февраля 2023 г. запущена мультимодальная перевозка пассажиров по «единому» билету. Администрация Владимирской области совместно с АНО «Единая транспортная дирекция» организовали перевозку «поезд+автобус» через железнодорожный вокзал Владимира в Суздаль для улучшения транспортной доступности региона, включая туристические зоны, и повышения уровня комфорта пассажиров.

 

 

Назад